Статьи

Анкетолог - профессия будущего

Сбор обратной связи позволяет выяснить предпочтения и мнения людей, определить узкие места продукта и сервиса. Собранная информация помогает удерживать существующих клиентов и привлекать новых потребителей, совершенствовать товары и услуги. А это, в свою очередь, позитивно отражается на прибыльности бизнеса.
Обратная связь собирается путем анонимного анкетирования большого количества людей. Этот метод позволяет оперативно получить результаты и дает возможность проводить по-настоящему массовые исследования.
Разработкой анкет для опросов респондентов, сбором и анализом полученных данных занимается анкетолог. Это сотрудник, который является специалистом в сфере маркетинга и психологии, знает правила составления анкет для опроса, умеет четко и грамотно формулировать свои мысли. Он также должен владеть методами статистики и аналитики для анализа собранной информации и построения отчетов.

История профессии


Профессия анкетолог уходит корнями в конец XIX столетия. Основоположником использования анкет как способа проведения исследований считают английского психолога и антрополога Фрэнсиса Гальтона. В 1874 году он впервые провел анкетирование в своем исследовании особенностей психического склада большой группы английских ученых (более ста человек).
До наступления интернет-эпохи анкетологи проводили опросы двумя способами:
·       опрашиваемым людям раздавали бумажные анкеты для заполнения;
·       с респондентами по телефону или лично общался интервьюер, который задавал вопросы из опросника и фиксировал ответы.
Полученные данные приходилось обрабатывать и анализировать вручную, что отнимало очень много времени. С появлением первых компьютеров ситуация значительно улучшилась, но все равно нужно было вручную вносить ответы в базу данных для последующего анализа.
При ручном заполнении и обработке многократно возрастал риск ошибок. Это могло значительно снизить достоверность полученных данных. Кроме того, многие респонденты отказывались от анкетирования из-за неудобного времени или места проведения опроса.
Ситуация кардинально изменилась с началом повсеместной цифровизации. Сегодня практически у каждого человека есть гаджет с доступом в интернет, поэтому наиболее востребованным и распространенным способом сбора обратной связи стало онлайн анкетирование.

Современные требования



Интернет-технологии открыли новые возможности по проведениям опросов респондентов и сбору обратной связи. У анкетологов появилась возможность широко использовать ветвления и пропуски вопросов, вставлять изображения и видеоролики, настраивать дизайн.
Современный анкетолог должен в совершенстве знать правила проведения анкетирования и владеть инструментами по составлению анкет. Он должен уметь составлять сценарии опросников с вариативностью в зависимости от ответов, настраивать переменные для отображения динамической информации и многое другое.
На результаты анкетирования также влияет дизайн опросника. Поэтому анкетолог должен знать форматы представления данных и понимать, в каких случаях подойдет тот или иной вид вопроса.
Еще не так давно анкетолог разрабатывал анкеты на бумаге, а для их создания на сайте приходилось задействовать программистов и верстальщиков. Однако сегодня можно воспользоваться одним из онлайн сервисов создания анкет и сбора обратной связи.
Одним из таких сервисов является платформа Foquz, которая состоит из конструктора анкет, модуля рассылки и блока аналитики. С ее помощью анкетолог может самостоятельно создать опросник и разослать его респондентам, собрать обратную связь и проанализировать данные в реальном времени.
Foquz позволяет создавать и настраивать анкеты в визуальном конструкторе, для этого ну нужно знать языки программирования и иметь навыки верстки веб-страниц. Сервис поддерживает различные каналы коммуникации с респондентами, позволяет настроить анкетирование по триггеру и задать сценарий проведения опроса.

Будущее профессии


Профессия анкетолога (как и программиста или менеджера) будет актуальна и в будущем, несмотря на все возрастающую автоматизацию и развитие нейронных сетей. Машины не смогут генерировать логику или находить нестандартные решения, поэтому анкетологи могут не опасаться конкуренции со стороны искусственного интеллекта.
Более того, развитие автоматизации и внедрение элементов ИИ позволит анкетологам сократить время на рутину. Автоматические инструменты существенно увеличат производительность специалистов, позволят вывести сбор обратной связи и обработку данных на новый уровень. Искусственный интеллект будет эффективно помогать анкетологам, но не заменит опытных специалистов.