В практике исследование используются различные виды соцопросов. Рассмотрим самые распространенные из них.
●
АнкетированиеАнкетный опрос – заочный способ сбора информации, при котором исследователь не контактирует с респондентами. Анкетирование позволяет опросить большую группу респондентов за короткое время с минимальными усилиями и финансовыми затратами.
К примеру,
независимый опрос: эффективность антиковидных мероприятий, проводимый сервисом Foquz, позволил собрать мнения около 2500 человек. Проводился соцопрос онлайн, поэтому в нем смогли принять участие жители Москвы, Подмосковья и других российских регионов.
●
ИнтервьюированиеСбор данных с помощью интервью предполагает устную беседу респондента с интервьюером. В ходе целенаправленного разговора интервьюер фиксирует ответы собеседника письменно или с помощью технических средств. Организация и проведение интервьюирования требует значительно больших финансовых затрат, чем анкетирование.
●
Экспертный опросЭтот вид опросов подразумевает обсуждение исследуемой темы с экспертами, имеющими высокий уровень компетенций в данной сфере. Для проведения экспертного опроса важна глубокая проработка вопросов. Чаще всего экспертные опросы проводят в комплексе с массовым анкетированием или интервьюированием целевой аудитории.
●
Социометрический опросСоциометрический опрос направлен на сбор информации о межличностных взаимоотношениях в небольших группах людей. Он проводится для изучения структуры отношений, выявления симпатий и антипатий.
●
Социологическое тестированиеСоциологические тесты широко используются службами персонала, кадровыми агентствами и службами занятости для оценки работающих сотрудников и претендентов на вакансии. Они позволяют оценить знания, навыки и способности респондента, выявить его склонности и интересы. С помощью тестов также выявляют имеющиеся и назревающие конфликтные ситуации.