Оказалось, что хотя бы один раз телефонные мошенники пытались обмануть почти 40% участников опроса. Еще 42,7% респондентов отметили, что на протяжении последних шести месяцев неоднократно получали звонки, которые идентифицировали как мошеннические. 23,4% ответивших отметили, что не сталкивались с подобной проблемой.
Кем называются телефонные мошенники?
В разговоре злоумышленники чаще всего представляются банковскими служащими 63,4%, реже или одновременно со звонками из «банков» - сотрудниками полиции – 34.5%. Значительно реже мошенники называют себя представителем родственника или выдают себя за близкого человека.
Какая преступная схема самая популярная?
Чаще всего мошенники пытаются выманить у жертвы данные банковских счетов, информируя о попытке перевода денег третьему лицу или покупки в интернете. О такой схеме сообщили 71,5% респондентов.
13,5% ответивших столкнулись с тем, что проходимцы рассказывали им о мошеннических действий со счетом или картой. А 10,3% участников опроса отметили, что злоумышленники использовали легенду, что якобы на имя жертвы посторонний человек пытается взять кредит. С мошенничеством из-за утечки персональных данных столкнулись 4,7% респондентов.
Как часто телефонным мошенникам удается вытянуть деньги из жертвы?
Действия злоумышленников увенчались успехом в 18,3% случаях. Именно столько респондентов стали жертвами мошенников лично или от действий аферистов пострадали их близкие люди.
Сумма ущерба при этом составила:
· менее 10 тыс. рублей – 45,6%;
· 10-100 тыс. рублей – 38,2%;
· от 100 тысяч до 1 млн рублей – 13,8%;
· свыше 1 млн рублей – 2,4%.
Насколько эффективно банки и государство борются с телефонными мошенниками?
Эффективность действий банков по предотвращению телефонного мошенничества от их имени респонденты оценили как низкую. Средняя оценка составила 3,2 балла по десятибалльной шкале. Меры со стороны властей участники опроса оценили еще ниже – в 2,3 балла из 10 возможных.
Заключение
С телефонным мошенничеством в форме звонков и смс за последние полгода сталкивались более 80% россиян. Жертвой злоумышленников стал практически каждый пятый из тех, кому звонили аферисты. При этом респонденты не удовлетворены теми мерами, которые предпринимают банки и государственные структуры для противодействия телефонному мошенничеству.